ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

  1. Нормативные  документы среднего общего образования
  2. Нормативные документы начального общего образования
  3. Нормативные документы основного общего образования
  4. Перечень нормативных   документов ФГОС
  5. Положение о рабочей группе по введению ФГОС
  6. Выписки из приказов о введении ФГОС
  7. Положение о Совете по введению ФГОС

 Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

       1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

       2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:


       1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 

       2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 

       3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Грани взаимодействия ФГОС и системы ноосферно-экологического образования

Прошло 6 лет с момента начала реализации ФГОС в нашей школе: в 2008 году начали обучение 19 первоклассников по стандарту нового поколения. Учителя активно включились в этот процесс, так как многие нашли точки соприкосновения ФГОС с нашим многолетним опытом работы по ноосферно-экологическому образованию с моделью шестилетней начальной школы. У нас был практический опыт реализации учебных занятий в рамках урочной и внеурочной деятельности, направленных на формирование и развитие ноосферного сознания обучающихся.

Ноосферно-экологическая система образования - это личностно-ориентированная программа образования, непосредственно направленная на формирование личности.

В основе познавательной деятельности учащихся в ноосферно-экологической системе  образования лежит произвольное оперирование образами. Другими словами, предметный мир в памяти ребенка запечатлевается в результате чувственного восприятия, которое со временем упорядочивается в определенную систему. Поэтому 20 лет назад под руководством Павлова Клима Васильевича и Никифорова Луки Григорьевича, ныне кандидатов педагогических наук, ввели интегрированный курс «Природа и человек» с 1 по 6 класс,  посредством которого добивались  формирования у школьников образа природы и понимания отдельных закономерностей её существования. В этот интегрированный курс мы включали изучение родного языка, литературного чтения, природоведения, окружающего мира, истории, национальной культуры, основ биологии, географии, химии,  астрономии, этики.  Особое место в изучении данного курса занимает полевая практика, в основе которой лежит деятельностный подход. Полевая практика – это научно-познавательная, проектная деятельность, во время которой дети соприкасаются к таинствам природы,  приобретают навыки экологической культуры, расширяют природоведческий кругозор. Проектная деятельность  младшего школьника способствует развитию компетентностей: умение  ставить цели и определять задачи, решать проблемы, работать в команде, осуществлять деловую коммуникацию, участвовать в дискуссии, работать с информацией.

Во ФГОС начального общего образования уделяется особое внимание развитию личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

В документах ФГОС сформулированы требования к Программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Она «должна обеспечивать: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде…».

Требования к «экологическому мышлению» прописаны в пункте 12 Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС основного общего образования: «…формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации».

Таким образом, главной целью современного образования должна стать деятельность по формированию экологической культуры, экологического мышления как метапредметного результата реализации требований ФГОС нового поколения.

МБОУ «Эльгяйская СОШ им.П.Х.Староватова» продолжает переход к поэтапному введению ФГОС НОО, ООО. В 2014/2015 учебном году на обучение по ФГОС НОО перешли все 8 начальных классов, в которых обучаются 119 детей. По ФГОС ООО занимаются 54 обучающихся в 5а, 6, 7 а классах. Отрадно, что для наших детей построено современное двухэтажное здание, отвечающее всем требованиям ФГОС.

Коллектив школы работает над созданием условий для формирования компетентности, личностного роста и развития, формирования стратегии жизненного выбора, основанной на активной жизнедеятельности в природе и обществе, осознание себя как неотъемлемой части природы и ориентация на физическое и духовное здоровье, становление экологической компетентности. Формирование экологической компетентности  проходит в интеграции с общекультурной, учебно-познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, личностной компетентностями. Мы стараемся работать в тесном сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования детей Эльгяйским эколого-музейным центром имени Б.Н.Андреева и Эльгяйской детской школой искусств над формированием экологической компетентности, понимая, что это будет способствовать формированию ключевых образовательных компетентностей, способности школьниками системно применять экологические знания и надпредметные умения для самостоятельной и коллективной деятельности при решении личностных и социально-значимых задач с учетом идеи устойчивого развития.

Если обеспечить реализацию задачи формирования экологического системного мышления, мировоззрения, ноосферного сознания, то это будет способствовать повышению уровня  экологической грамотности, приведет к пониманию экологической ответственности в частности и ответственности перед обществом в целом, будет способствовать личностному росту, развитию и совершенствованию школьников.

Директор МБОУ «Эльгяйская СОШ им.П.Х.Староватова»

 Игнатьева С.В., Почетный работник ОО РФ